Дополнительная информация:

Современный краткий словарь

Kratkii_slovar.doc
Типы школ

Tipy_shkol.pdf

Школы здоровья Европы и России

SHKOLY_ZDOROVYA.doc
Базовые компетентности педагога
Bazovye_kompetentnosti_pedagoga.pdf

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  

 1.     Введение

  Концепция развития образования (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны.

  Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета, закладывает основу для развития государством образовательной политики  на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.

2. Текущее состояние образования

  Cистема образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство.

  Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентный подход, ориентированный на индивидуальность ученика.

  В условиях недостаточной профилизации на старшей ступени среднего образования выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

  Начальное и среднее профессиональное образование не в полной мере удовлетворяет потребности личности, общества и не могут решить проблему подготовки кадров, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации технических работников и специалистов среднего звена технического, обслуживающего и управленческого труда.

  В системе высшего образования также стали нарастать отдельные негативные тенденции.

  Снижение требований к поступлению в вуз при отсутствии соответствующего современным требованиям интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала отдельных вузов, привело к чрезмерному росту количества специалистов, что привело к перенасыщение рынка труда невостребованными кадрами.

  Отсутствие механизма взаимоучета наших образовательных программ и зарубежных аналогов, взаимопризнания документов об образовании сдерживают академическую мобильность студентов, преподавателей и специалистов обслуживающего и управленческого труда.

  Наблюдается явное отставание образовательной системы от потребностей рыночной экономики и открытого гражданского общества. Для коренного изменения состояния системы образования.

  Основными причинами такого положения в системе образования стали:

преобладание субъективности в конечной оценке качества образования породило отдельные негативные моменты на всех ее уровнях;

недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям и отсутствие должной мотивации к внедрению системы качества обучения;

недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей своего народа;

несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования, учебной и методической литературы современным требованиям;

отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества образования в системе подготовки кадров, отток кадров, снижение материального стимулирования педагогического труда.

Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития страны и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.

 3. Цель и задачи

Цель: определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.

Основные задачи: совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы функционирования модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием;

развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей страны;

обновление содержания образования, учебного, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы;

интеграция образования, науки и производства;

создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;

совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, а также повышение социального статуса педагогических работников;

интеграция в мировое образовательное пространство.

 4. Уровни и содержание образования

4.1.Уровни образования

На основе принципов непрерывности, преемственности образовательных программ и международных требований предусматриваются следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, профессиональное образование, высшее образование и послевузовское образование.

4.2. Дошкольное воспитание и обучение

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.

 Этот этап также включает организованное воспитание и обучение детей с особыми потребностями в специальных коррекционных дошкольных организациях и группах, комплексах “школа - детский сад”.

Цель: обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами.

Задачи:

ранний охват дошкольными организациями всех детей независимо от социального положения и места проживания;

обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой;

достижение согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования, обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления, укрепления здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни;

формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для овладения образовательной  деятельностью;

развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями.

Содержание воспитания и обучения должно обеспечивать специфичные виды деятельности и направления развития ребенка, его последующую адаптацию к школьной жизни.

4.3 Среднее образование

Среднее образование функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования страны.

Право граждан на среднее образование обеспечивается сетью общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учебными заведениями технического и профессионального образования. По особым условиям обучения школы подразделяются на школы – интернаты, школы для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями в развитии и обучении.

Внешкольные учреждения входят в систему среднего образования, обеспечивая дополнительное образование и воспитание детей.

Цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Задачи:

воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, уважения к государственным символам, языку, традициям и культуре своего народа;

снижение влияния субъективных факторов на конечную оценку качества образования;

повышение мотивации учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а учителей - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства;

создание условий для получения профессиональных навыков с целью обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда;

внедрение здоровьесберегающих и информационных технологий;

создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями в развитии;

создание условий для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся;

Для реализации поставленных задач необходимо:

изменить содержание образования - от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат;

усилить информационную, экологическую, экономическую, правовую и языковую подготовку учащихся;

формировать образовательное пространство с программно-методическим обеспечением для детей с ограниченными возможностями в развитии;

повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;

создать систему профильного и профессионально ориентированного обучения учащихся старшей ступени на основе обеспечения принципа ранней профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями обучающихся;

совершенствовать структуру и содержание дополнительного образования с учетом склонностей и интересов детей для социального и профессионального самоопределения;

совершенствовать систему научно-методического обеспечения среднего образования;

обновить структуру и содержание профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров и специалистов;

разработать нормативные и правовые механизмы стимулирования и привлечения средств работодателей для качественной организации технического и профессионального образования;

обеспечить сопоставимость довузовского образования по продолжительности обучения целям образовательных программ.

В условиях страны наиболее оптимальной, приемлемой и экономически целесообразной структурой среднего образования является 4+6+2. Эта структура соответствует научно обоснованным возрастным периодам развития детей (6-10 лет - период детства, 11-16 - подростковый, 17-18 - ранний юношеский) и учитывает имеющийся положительный опыт существующей школы.

Двенадцатилетнее среднее образование будет реализовываться на трех ступенях. Изучение образовательных программ на каждой ступени завершается внешним контролем.

4.3.1. I ступень – начальное общее образование, 1-4 классы.

Продолжительность обучения – 4 года

Начало обучения с 6 лет. Данный возраст наиболее благоприятный период для умственного развития и социальной подготовки ребенка. Основная задача начальной школы - обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности. Содержание образования будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики.

Обучение и воспитание на этой ступени ориентируются на формирование положительного мотива и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни для последующего освоения образовательных программ основной школы.

4.3.2. II ступень – основное общее образование, 5-10 классы.

 Продолжительность обучения- 6 лет

Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является освоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается в объёме основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору. Вводится предпрофильная подготовка.

По результатам внешнего контроля будут выявлены способности и уровень подготовки учащихся для выбора дальнейшего профиля и формы обучения на третьей ступени среднего образования.

4.3.3. III ступень – среднее общее образование

4.3.3.1. Профильное обучение, 11-12 классы.

Продолжительность обучения – 2 года

Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени среднего образования является введение профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.

Принципиально новый подход к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования.

В 11-12 классах вводится профильная подготовка по социально-гуманитарному, естественнонаучному, техническому и другим направлениям.

На III ступени должен быть обеспечен переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умении самостоятельно расширять и углублять их.

Учащиеся III ступени могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся.

4.3.3.2. Техническое и профессиональное образование.

Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет 2 года

Для получения более квалифицированного технического и профессионального образования срок обучения увеличивается на один год.

Основным направлением деятельности организаций технического и профессионального образования является создание достаточных и необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.

Цель технического и профессионального образования: удовлетворение потребностей общества и рынка труда в квалифицированных кадрах и специалистах технического и обслуживающего характера с учетом индивидуальных особенностей личности и отдельных социальных групп.

Для достижения цели необходимо:

обеспечение доступности и повышение заинтересованности населения в получении квалифицированного технического и профессионального образования;

развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений технического и профессионального образования;

создание системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации.

Содержание технического и профессионального образования предусматривает изучение интегрированных курсов по общеобразовательным, социально-экономическим предметам, являющимся профилирующими для успешного освоения образовательных программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и приобретения профессиональных навыков по избранной специальности.

Структуру технического и профессионального образования по характеру и сложности реализуемых профессиональных образовательных программ представляют:

техническое и профессиональное образование первой ступени, предусматривающее овладение умениями и навыками выполнения работ по несложным массовым профессиям технического и обслуживающего труда, не требующим углубленной теоретической и профессиональной подготовки. Продолжительность обучения на базе основного общего образования 2 года.

Содержание профессиональных программ первой ступени предусматривает по завершении обучения присвоение достигнутого уровня профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по избранной профессии.

техническое и профессиональное образование второй ступени, предусматривающее овладение более сложными (смежными) специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанных с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.

Образовательные программы данной ступени предусматривают изучение общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин и выполнение практических работ по приобретению и закреплению профессиональных навыков.

По завершению обучения по конкретной специальности учащимся присваивается более высокая профессиональная квалификация. Продолжительность обучения составляет 3 года.

Граждане, имеющие среднее образование, изучают программы общепрофессиональных, экономических и специальных дисциплин, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности. Продолжительность обучения зависит от сложности профессиональных программ и уровня присваиваемой квалификации.

4.4.  Профессиональное образование

 Профессиональное образование охватывает  образовательные программы для подготовки квалифицированных кадров среднего звена обслуживающего и управленческого труда в области права, экономики, образования, социологии и психологии, медицины и информационных технологий.

Продолжительность обучения на базе среднего образования (кроме специальностей: “образование” и “медицина”) - 2 года, на базе технического и профессионального образования - не менее 1 года.

Реализация образовательных программ по специальности “культура и искусство” осуществляется с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей содержания профессиональных программ.

Цель: удовлетворение потребностей общества и экономики в квалифицированных специалистах среднего звена управленческого и обслуживающего труда.

Задачи:

обеспечение условий доступности и выбора различных уровней профессионального образования с учетом потребностей общества, экономики и граждан на базе среднего образования;

подготовка специалистов среднего звена с повышенным уровнем квалификации управленческого и обслуживающего труда с присвоением соответствующей квалификации.

Содержание  профессионального образования предусматривает освоение ассоциированных образовательных программ, включающих наряду с профессиональными, социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, дающие возможность продолжения обучения с 3-го курса в высших учебных заведениях по программам бакалавриата.

В целях реализации указанных задач необходимо:

ввести механизм распределения государственного заказа на подготовку специалистов среднего звена обслуживающего и управленческого труда.

Программы профессионального обучения и подготовки кадров реализуются на различных курсах продолжительностью обучения от 1 до 6 месяцев и предусматривают овладение умениями и навыками несложных работ по узкопрофильным профессиям, выполнение профессиональных образовательных программ по использованию новой техники и информационных технологий в производстве, составленных с учетом имеющегося уровня квалификации по конкретным профессиям (специальностям).

Такие курсы могут быть организованы в учебных заведениях технического, профессионального и высшего образования, на предприятиях и фирмах или межотраслевых учебных центрах переподготовки и повышения квалификации.

4.5. Высшее образование

Основной тенденцией развития высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий.

Системе высшего образования в современных условиях необходимо придание нового качества, общественного статуса, и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация.

Цель: удовлетворение интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования, предоставление каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

Задачи:

подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий;

усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг через демократизацию образовательного процесса;

подготовка отдельных вузов к прохождению международной аккредитации, создание объективных условий для развития элитных вузов;

формирование новых принципов и практики управления вузами, внедрение системы стратегического планирования и повышения автономности вузов;

укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность руководителей вузов за предоставление качественных образовательных услуг.

В целях реализации указанных задач необходимо:

1. совершенствовать систему управления вузами в соответствии с требованиями открытого гражданского общества через усиление общественного контроля за их деятельностью ;

2. ввести механизм распределения государственного заказа на подготовку профессиональных кадров среди лучших вузов;

3. совершенствовать технологию организации учебного процесса, подчинить ее интересам обучающихся и создать конкуренцию среди преподавателей;

4. принять меры, обеспечивающие прозрачность финансово-хозяйственной деятельности вузов для усиления общественного доверия к их деятельности;

5. ввести законодательные нормы, предусматривающие ответственность руководителей вузов независимо от организационно- правовой формы за качество предоставляемых образовательных услуг;

6. стимулировать внедрение системы управления качеством образовательных услуг в вузах, международную и общественную аккредитацию отдельных программ, направлений подготовки кадров, а также вуза в целом.

Структура высшего и послевузовского профессионального образования будет трансформироваться в систему подготовки кадров через бакалавриат, магистратуру и докторантуру, которые должны быть взаимно согласованы.

Бакалавриат является уровнем высшего образования, в котором первые два курса должны быть максимально унифицированы.

На последующих 2 курсах бакалавриата подготовка ведется по базовым дисциплинам, а в рамках вузовской компоненты осуществляется профильная подготовка.

Содержание бакалаврского образования предполагает широкую базовую профессиональную подготовку, направленную на достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов, для обеспечения выпускника-бакалавра общей интегральной методологией профессиональной деятельности, на развитие у них профессионального творчества, формирование потребности в самообразовании.

В основе подготовки специалистов высшей квалификации будет использована кредитная технология обучения, которая обеспечит её непрерывность, аккумуляцию учебных достижений и взаимопризнание образовательных программ.

Конкретное содержание устанавливается типовыми учебными программами дисциплин с учетом мирового опыта.

Нормативный срок обучения в бакалавриате составляет 4 года и завершается итоговой государственной аттестацией с присвоением соответствующей академической степени бакалавра в той или иной области.

В дальнейшем выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в 1-2-х годичной магистратуре.

4.6 Послевузовское образование

Послевузовское образование является высшим уровнем системы непрерывного образования и включает магистратуру и докторантуру.

Цель: создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических кадров новой формации, способных решать вопросы совершенствования общества, экономики, производства, науки и разработки новых технологий.

Задачи:

перевод магистратуры на послевузовский уровень и внедрение докторских программ;

разработка механизмов внедрения новой модели подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре, предусматривающей её функционирование на базе вузов и научных организаций;

внедрение целостной трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров, основанной на аккумулирующей кредитной технологии обучения;

обеспечение целевой подготовки магистров и докторов  на основе обновляемых образовательных программ в соответствии с запросами рынка труда;

создание на базе нескольких казахстанских университетов центров по подготовке докторов  в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими международные аккредитованные докторские программы.

В магистратуре подготовка может проводиться по двум направлениям:

1. профильная углубленная подготовка;

2. научно-исследовательская подготовка.

Образовательные программы магистратуры должны предполагать научно -методологическую направленность обучения и углубленную специализированную подготовку в соответствующей области.

Выпускникам магистратуры присваивается академическая степень “магистр”. Магистры имеют право продолжить обучение в докторантуре.

Докторантура является завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В докторантуру  должны трансформироваться аспирантура, адъюнктура, соискательство, предоставление творческих отпусков, традиционная докторантура и все другие формы подготовки диссертаций.

Особенностями докторских программ является:

обеспечение оптимального баланса между обучением и исследовательской деятельностью;

получение широкой научной, образовательной и методологической подготовки;

обеспечение академической мобильности преподавателей и научных работников страны.

Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии , а при освоении профильной докторантуры - доктора по профилю (медицины, музыки, образования, права и т.д.).

Срок обучения по докторским программам составляет не менее 3 лет.

Система послевузовского образования будет соответствовать потребностям рыночной экономики, процессам глобализации, общепризнанным международным требованиям, повысит интерес молодежи к получению академической степени, решит проблему обновления научно-педагогических кадров.

5. Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации и переподготовка кадров является основной формой дополнительного профессионального образования.

Цель: углубление профессиональных знаний и навыков, приобретение новых профессий и специальностей в соответствии с требованиями индустриально-инновационнго развития страны.

Основным принципом дополнительного профессионального образования должна стать непрерывность совершенствования профессиональной подготовки в течение всей жизни.

Задачи: разработка различных по содержанию и срокам обучения образовательных и профессиональных программ;

создание условий для доступности дополнительного профессионального образования;

удовлетворение потребности личности в непрерывном получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

изучение, обобщение и распространение передового научно-педагогического опыта.

Для реализации поставленных задач необходимо обеспечить переход к новым технологиям обучения, ориентированным на углубление и развитие профессиональной компетентности.

6. Педагогические кадры

Основным звеном реализации новой модели образования должны быть педагогические кадры новой формации.

Цель: опережающее развитие педагогического образования, создание кадрового потенциала, соответствующего возрастающим образовательным потребностям государства и различных социальных групп общества.

Задачи: обновление содержания педагогического образования, позволяющее повысить качество подготовки педагогических кадров с учетом интеграции и профилизации обучения;

создание условий для поднятия социального статуса учителя, непрерывного общего и профессионального самообразования;

обеспечение условий для овладения современными образовательными технологиями, гарантирующими достижение ожидаемого результата;

подготовка педагогов по интегрированным специальностям с учетом особенностей преподавания в малокомплектной школе;

подготовка качественно нового поколения специалистов – педагогов высшей квалификации для успешного преподавания в докторантуре, магистратуре, бакалавриате, организациях технического и профессионального образования, профильной школе, ведения научных исследований в новых условиях.

Для реализации поставленных задач необходимо:

создание вариативных моделей обучения, обеспечивающих максимальное разнообразие содержания, форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом запросов организаций образования и в соответствии с мировыми стандартами;

разработка новой системы аттестации и переаттестации педагогов, механизмов стимулирования труда педагогов и лицензирования педагогической деятельности учителя;

развитие в организациях образования принципов наставничества;

осуществление переподготовки руководителей организаций образования и учителей с учетом нового содержания образования, изменения технологии обучения и методики преподавания;

введение в содержание образовательных программ подготовки педагогических кадров непрерывной педагогической практики на протяжении всех лет обучения, организация на последнем курсе стажировки от трех месяцев до года с оценкой деятельности обучающегося всеми субъектами образовательной деятельности.

7.Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции  система образования должна обеспечить:

совершенствование управления системой образования;

переход к принципу “образование для всех в течение всей жизни”;

доступность и преемственность всех уровней образования;

полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат;

совершенствование системы научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;

опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики, формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития;

усиление государственной поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников;

развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;

развитие научной и инновационной деятельности;

переход на нормативный метод финансирования образования.

Реализация Концепции позволит создать законодательные, нормативные и правовые основы эффективного функционирования системы образования.

8. Этапы реализации Концепции

Концепция будет реализовываться поэтапно: Первый этап

В системе дошкольного воспитания и обучения предусматривается разработка научно-методических основ по развитию сети детских дошкольных организаций, реализующих задачи дошкольного образования.

Разработка нормативных правовых актов по реструктуризации сельских школ как открытого социального института и полифункциональной организации образования.

В среднем образовании будут усовершенствованы базовое и профильное содержание общеобразовательных школ, разработаны экспериментальные учебные планы, программы, учебники и учебно-методические комплексы в связи с переходом к 12-летнему среднему образованию.

На этом этапе предстоит решить задачу создания и апробации модели среднего образования, ориентированной на результат .

Для создания такой модели будут приняты меры по:

1. Разработке системы целей образования в виде ожидаемых результатов, которая должна иметь три уровня:

а) национальный уровень: какого человека и гражданина общество хочет получить в результате обучения? Для нашей страны национальными целями образования могут стать несколько широких базовых компетенций:  европейская поликультурность, коммуникативность, технократичность и т.д;

б) уровень широких образовательных областей, где национальные цели должны конкретизироваться в виде ключевых компетенций;

в) уровень образовательных предметов.

2. Создание системы внешнего текущего и итогового оценивания.

Созданная Национальная система оценки качества образования (НСОКО) позволит оценить качество знания через комплексные экзамены, разработать национальную систему мониторинга качества образования для отслеживания динамики развития обучающихся и организаций образования, создать комплексные системы постоянного отслеживания качества образования, ключевыми компонентами которых являются учебные достижения учащихся. Предстоит включение в сравнительный анализ реальных достижений таких образовательных систем мира, как PISA, TIMSS.

3. Изменение принципов организации обучения, роли ученика от пассивного “получателя” знаний, умений и навыков к активно познающему субъекту образовательного процесса.

4. Создание системы вовлечения всего сообщества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга.

В техническом и профессиональном образовании начнется пересмотр структуры и содержания образовательных программ и учебных заведений, поэтапное сокращение приема на базе основного образования в организациях послесреднего профессионального образования по специальностям обслуживающего и управленческого труда в области права, экономики, образования, социологии и психологии, медицины и информационных технологий.

Будут созданы нормативные и правовые основы категоризации и расширения сети по видам организаций технического и профессионального образования, разработаны новые учебные планы, программы, учебники и учебно-методические комплексы по специальным дисциплинам и интегрированным курсам и система независимой оценки качества профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации.

Будет создана законодательная основа привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров.

В высшем и послевузовском образовании произойдет присоединение государства к Болонскому процессу, будет осуществлен полный переход на целостную систему подготовки кадров (бакалавриат – магистратура-докторантура), поэтапный отказ от аспирантуры, традиционной докторантуры, открытие на базе ведущих вузов программы подготовки  докторов PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию.

Будут созданы условия для осуществления международной аккредитации вузов и образовательных программ, обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей.

Будет реализована новая модель подготовки научных и научно-педагогических кадров, основанная на реальной интеграции образования и науки через обновляемые программы магистратуры и докторантуры (PhD), оптимально сочетающие в себе образовательную и научную компоненты.

С целью разработки механизмов стимулирования подготовки докторов по новой программе будут:

внесены дополнения в лицензионные, аккредитационные требования, предъявляемые к вузам и НИИ в части обязательного наличия кадров, имеющих степени PhD;

дополнения и изменения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;

создан механизм, обеспечивающий карьерный рост лиц, имеющих степени PhD,

и параллельное “хождение” традиционных дипломов кандидатов и докторов наук и дипломов PhD.

На данном этапе предполагается укрепление материально-технической, информационной и законодательной базы организаций образования в сфере вещных прав, безвозмездная передача им в собственность земельных угодий.

Второй этап: Полномасштабная реализация Концепции, ее корректировка с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и социально-экономических условий в стране.

Развитие потенциала и ресурсов системы дошкольного воспитания и обучения, которые в дальнейшем будут рационально и с предельной эффективностью использованы для реализации программ раннего образования детей.

 Переход на двенадцатилетнее обучение, изменение структуры и содержания профессиональных образовательных программ и организаций технического и профессионального образования, создание достаточной сети организаций технического и профессионального образования.

Осуществлен полный переход на подготовку высококвалифицированных кадров по бакалаврским, магистерским, докторским программам и кредитную технологию обучения на всех ступенях  образования.

Прохождение вузами процедуры международной аккредитации завершается реализацией основных принципов Болонской декларации, обеспечивается качество подготовки кадров в соответствии с международными требованиями.

В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая  модель образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий стране  занять достойное место в современном мире.

 Испанская модель школы будущего

В Испании, например, сейчас основное внимание уделяется концепции так называемых «Экологических школ», в основе которой лежат несколько принципов: энергетическая эффективность, последовательное развитие, эргономические и эмоциональные условия. На практике это означает — в испанской школе будущего не только должны быть новые методики преподавания, там не только должны быть использованы современные цифровые технологии, но и сами здания школ должны быть спроектированы по-новому. Школьное пространство должно быть организовано таким образом, чтобы учителя могли его использовать в процессе обучения, а дети чувствовали себя там комфортно, и им было бы удобно.

Новые принципы проектирования школ

Консорциум из испанских ученых и представителей бизнеса разработал такие основные принципы, по которым необходимо проектировать школы и выделил необходимые элементы:

1. Наличие оборудования для создания гибкого совместного образовательного пространства.

2. Универсальный доступ к системе.

3. Новые интерактивные обучающие системы (системы-симуляторы реальности для обучения и серьезные игры).

4. Новый дизайн учебных корпусов, внутреннего и внешнего пространства для обеспечения взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

5. Конструктивные решения для учебных зданий, которые должны стать энергетически самодостаточными и комфортными.

6. Интеллектуальная система для мониторинга, контроля и обеспечения энергетической самодостаточности, удобства учебных корпусов, которые включают эмоциональные сценарии для обучения.

7. Экологическая информационная система, которая осуществляет интеллигентное управление и координацию между оборудованием, инфраструктурой здания, пространством, и содержанием обучения.

Пилотный проект уже начал действовать в Стране Басков.

 Министерство образования  Греции совместно с Объединением школьных зданий   объявило конкурс по созданию супер-современного биоклиматического проекта. Лучшая из лучших школа, согласно предварительным решениям, будет построена на Крите, недалеко от района Ираклион.

Организатором конкурса стал Международный союз архитекторов (UIA), который и огласил пресс-релиз, предоставляющий информацию о сроках, условиях и технических требований к объектам, желающим принять участие в данном конкурсе.

Основной идеей конкурса является создание школьного комплекса, отвечающего самым последним требованиям современности, более того – содержащего инновационные энергетические технологии, внедрение которых в современное строительство приближает нас на шаг ближе к будущему городской архитектуры. Речь идет об установке в здании таких технологий, как солнечные батареи, система сбора дождевой воды прочее.

  Британская Международная Школа открывает новый учебный корпус в самом сердце Киева – на Печерске. Семиэтажное школьное здание, оснащенное по новейшим стандартам образовательных технологий, станет первой «Школой будущего» в Украине.

Новый корпус – это долгожданное расширение школы, которая уже долгие годы работает на Нивках. На первом этапе в новом корпусе разместится подготовительная группа и младшая школа. Но уже в 2012 году школа начнет набор учеников в старшие классы.

 Здание школы оборудовано в соответствии со всеми требованиями учебного заведения нового поколения. В архитектуре и дизайне основной акцент сделан на максимальное освещение и простор.

Новейшие образовательные технологии – это важная часть учебного процесса. Благодаря электронной системе, подключенной к лучшим библиотекам мира, ученикам будут доступны знания, накопленные человечеством за всю мировую историю.

Благодаря всесторонней поддержке компании iLand в школе будет создана компьютерная лаборатория Apple для уроков точных и естественных наук. Универсальное компьютерное оборудование школе предоставляет компания Hewlett-Packard, а компания Литер обеспечивает классы интерактивными досками Smart новейшей модели.

В новой школе ученики будут учиться параллельно по двум программам. Подготовка по учебному плану «Международный бакалаврат» (International Baccalaureate) обеспечит выпускников, которые успешно сдали экзамены, правом поступления в самые престижные университеты мира. Преподавание дисциплин по международной программе будет проводиться исключительно на английском языке учителями из Великобритании, Канады, США и Австралии.

Сделать бесплатный сайт с uCoz