Дополнительные материалы:

Современное образование

Paradigmy.docx

Культурные парадигмы

Kulturnaya_paradigma.pdf

Парадигма устойчивого развития в образовании

Kyrbatov.pdf

Модель школы будущего Тубельского А.

Tubelskii_A.docx
Tubelskii_1.docx
Педагогическая конституция Европы

Proekt.docx

Современное мировое

образовательное пространство

Prostranstvo.doc

Основные направления

образования 20 века

20_vek.docx

 Парадигмы и ее виды (от греческого paradeigma, пример, образец) -  в грамматике - система форм изменяющегося слова, конструкции; в философии и методологии науки — совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на определенном этапе развития науки в качестве образца, эталона, нормы научного исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем; Смена парадигмы обозначает научную революцию. В научной литературе выделяют следующие парадигмы:

- гуманистическая (феноменологическая) парадигма рассматривает педагога и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании и самосовершенствовании. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так педагогов. В ее рамках действуют разнообразные модели и системы образования, но всех их объединяет гуманизм в определении ценностей, целей, содержания, технологии, результатов образовательного процесса.

- гуманитарная образовательная парадигма (по И.А. Колесниковой), центром которой становится не обучающийся, усваивающий готовое знание, а человек, познающий истину.Но поскольку однозначной истины не существует, то важна не сама истина, а отношение к ней. При этом субъект-субъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями.

- рационалистическая парадигма базируется не на содержании образования, а на эффективных способах усвоения обучающимися различных видов знаний. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный "поведенческий репертуар", соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Согласно такому подходу, цели обучения, образовательные программы полностью переводятся на язык прагматических поведенческих терминов, язык "измеряемых единиц поведения" (по Р.Мейджеру). А значит, основными методами такого назидательного обучения являются научение, тренинг, тестовый контроль, корректировка, упражнение.

- традиционная парадигма, которая строится на идее "сберегающей", консервативной (в положительном смысле) роли школы, образовательного учреждения, призванных сохранять и передавать молодому поколению наиболее существенные составляющие культурного наследия человеческой цивилизации – знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие творческому личностному развитию, а также сохранению социальной стабильности общества. Содержание образования при этом строится на базовых, проверенных временем знаниях, умениях, навыках, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся.

Недостатком как традиционной, так и рационалистической модели обучения является слабая гуманистическая направленность. Обучающийся здесь рассматривается как объект воздействия, а не субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию.

- обучение "через совершение открытий". Данная парадигма разработана известным американским психологом и педагогом Джеромом Бруннером. В соответствии с этой парадигмой обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. Творческое обучение по Бруннеру отличается как от усвоения "готовых знаний", так и от обучения путем преодоления трудностей, тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.На переломе эпох, в периоды революционных преобразований многие практики и ученые обращаются к божественному провидению, мировому разуму, космосу, прозрению и озарению. Поэтому мы не можем не упомянуть об одной из таких парадигм.

-эзотерическая парадигма отражает, по мнению И.А. Колесниковой, самый высокий уровень взаимодействия человека с миром. Сущность этой парадигмы состоит в отношении к истине как вечной и неизменной, ее нельзя понять, но к ней можно приобщиться в состоянии озарения. Высший смысл педагогической деятельности, по утверждению сторонников этой парадигмы, заключается в освобождении природных, сущностных сил человека для общения с космосом, развития познавательных способностей, смыслотворчества, духовности и нравственного самосовершенствования. Однако эта парадигма основывается только на одной сфере взаимодействия людей - ноосфере. На наш взгляд, для того чтобы гармонизировать отношения человека с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой, необходимо учитывать взаимодействия с социосферой и психосферой.

Кроме парадигм, охватывающих достаточно общие понятия, в педагогике рассматриваются парадигмы, характеризующие более частные проблемы. Так, И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в качестве парадигм традиционной педагогики рассматривают следующие:

- формирующее воспитание;

- субъект-объектное педагогическое воздействие;

- функциональное взаимодействие в педагогическом процессе;

- прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося;

- внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника;

- стандартизация образовательного процесса и др.

По утверждению Б.Т. Лихачева, в сфере образования на протяжении веков все более обосабливались друг от друга такие парадигмы или направления, как практико-прагматическое, меркантильное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с ними строились и системы образования.

В современном образовании в целом сложились две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманистическая).

 InnoSchool – это глобальный инновационный проект, посвященный разработке школы будущего. Проект объединил в среде постоянного обучения специалистов по педагогике, архитектуре, медийным средствам и экономике.

Проект запущен в 2007 году и призван рассматривать четыре основных элемента школы будущего: InnoArch – архитектура и городское планирование, InnoEdu – педагогика и подготовка педагогических кадров, InnoPlay – медийная педагогика и обучающие игры, InnoServe – создание структур, управление, обслуживание.

– InnoSchool – это действительно учебная среда нашего будущего, образовательный центр с новыми передовыми видами учебного процесса, объединяющий педагогику, различных субъектов обучения на платформе глобальной экономики знаний, - говорит профессор Риитта Смедс из политехнического института Объединенного хельсинкского университета «Аалто».

Энтузиазм сотрудничества

InnoSchool – действительно уникальный проект, так как нигде в мире пока не было прецедентов такого межотраслевого сквозного и приближенного к практике проекта, поэтому «InnoSchool» вызвал настоящий международный интерес и внимание.

– К нам постоянно едут для ознакомления с проектом InnoSchool специалисты со всех концов мира – Европы, США, Японии.

В рамках проекта уже проведены конкретные исследования и выполнены разработки в финских экспериментальных школах в гг. Хельсинки, Эспоо и Рованиеми, а также в партнерской школе в Нидерландах и США, - для наработки сравнительного аналитического материала.

– Все школы с большим энтузиазмом участвуют в проекте, что стало возможным благодаря современным информационным технологиям связи. И самим школьникам полезно учиться общению и совместной работе с иностранными сверстниками, - говорит проф. Смедс.

Мы учимся всю жизнь

Общая перспектива проекта – это школа как среда постоянного обучения на протяжении и в масштабах всей жизни человека.

– Школа будущего будет не только источником передачи знаний, но и распространять обучение на все общество. Таким образом, школа станет не только элементом образования, но и важнейшим социальным каналом.

Когда можно ожидать реализации всей этой перспективы?

– Конечно, школу будущего нельзя создать по мановению волшебной палочки или внедрить декретом. Это постепенный процесс движения в правильном направлении, привлекая к процессу и собственно школы, и другие структуры государственного и негосударственного сектора, - объясняет профессор.

Школа будущего будет служить и целям поддержки поликультурного общества.

– Концепция InnoSchool позволит обеспечивать социально более устойчивое развитие общества, способствовать социальному благополучию и общедоступности обучения на протяжении всей жизни.

http://innoschool.tkk.fi

 

 Италия строит школу будущего

Несмотря на кризис, итальянское правительство понимает – без серьезных вложений в образование не обойтись. Что же такое в понимании итальянцев идеальная школа? В первую очередь – инновации.

Школьник при входе в учебное заведение проводит магнитной карточкой по считывающему устройству, отмечая свое прибытие. Затем садится за парту, доставая вместо учебника электронную книгу и планшетный компьютер, который по беспроводной связи подключает к интерактивной доске. На ней можно писать, рисовать, показывать картинки и видео, задания для контрольных работ. В это время учитель заполняет электронный журнал, внося в него сведения о посещаемости и планы уроков. Фантастическая ситуация? В 17 итальянских школах это уже реальность. На очереди еще 36 тысяч образовательных заведений.

Капиталовложения в инновационные методы обучения, по мнению итальянского правительства, являются обязательным условием гармоничного развития страны. Поэтому министерство образования совместно с региональными властями готовятся инвестировать более 50 миллионов евро в модернизацию школ. Уже закуплено почти 80 тысяч планшетных компьютеров и 54 тысячи интерактивных досок.

Впрочем, только новым оборудованием дело ограничиться не должно. Большое внимание в министерстве образования уделяют и организации пространства для учебы. В Италии с этим серьезные проблемы, потому что школьные здания в основной массе построены в конце 80-х начале 90-х, и уже не соответствуют современным нормам.

По задумке чиновников, школьное пространство необходимо разделить на несколько зон. Сам класс должен быть легко трансформируемым, для чего используется модульная мебель. Она позволяет выстроить как классическую расстановку – парты лицом к учителю, так и схему «круглого стола» для работы в группах, а также для индивидуального общения учителя с учеником. Обязательно в классе наличие компьютера с выходом в Интернет для быстрого получения необходимой информации.

Много внимания уделяется восстановлению и отдыху между уроками и после занятий. Для этих целей предусмотрены специальные помещения с подушками и пуфиками, на которых можно полежать, почитать книгу, послушать музыку, посмотреть фильм или просто поговорить с друзьями.

Кроме классов и комнат отдыха в школах предполагается обязательное наличие мест для индивидуальных занятий и исследований. Они должны предоставлять все возможности для самообразования, поиска информации, проведения опытов и наблюдений. Помимо выхода в Интернет и принтера, это различные физические приборы, химические реактивы, образцы и модели различных устройств и механизмов.

Особое место в школе должны занимать актовые залы. Теперь они превратятся в современные конференц-центры, позволяющие не только проводить школьные собрания и концерты, но и позволить ученикам почувствовать себя в роли больших ученых, ведущих собственные презентации. Здесь же могут проводиться учительские семинары и конференции. Кроме того, подразумевается, что залы будут использоваться и во внеурочное время. Например, их можно сдавать в аренду частным фирмам или проводить мероприятия для встречи власти с населением.

Источник:  "Трибуна"

Автор :  Иван СЫСОЕВ

 Экологическая школа будущего построена в Австралии

Принципиально новый подход к реализации проектов современных школ разработала австралийская лаборатория LAVA Laboratory For Visionary Architecture. Разработанный проект новой школы – это экологическое строительство и современные интеллектуальные технологии.

Архитекторы использовали экологические материалы, современные системы энергопотребления и энергообеспечения, а также преследовали цель сделать школу светлой, уютной и современной, создать идеальное пространство не только для учебы, но и общения.

В результате получилось здание с модульной структурой сборки, что значительно упрощает процесс перевозки и сборки материалов при строительстве. Все материалы полностью экологические и безвредные, что, без сомнения, влияет на стоимость объекта, и однозначно снижает ее. Дизайн здания смело можно назвать естественным, так как он с легкостью вписывается в любую окружающую среду.

Важную роль в проекте занимают экологические технологии. Светопрозрачные конструкции фасадов позволяют регулировать поступление света в помещения, а также создавать тень. В жаркие месяцы такие фасады с легкостью пропускают свежий воздух для естественной вентиляции помещений. Кровельное покрытие надежно защищает от солнечных лучей, а по периметру расположены специальные желоба для сбора дождевой воды.

Этот экологический проект школы поможет по-новому взглянуть на систему обучения детей в комфортных условиях.

Сделать бесплатный сайт с uCoz