Программы развития (примерные):
|
Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей учреждения образования, анализа проблем его развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы школы в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием или быстрыми результатами. Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений учреждения образования, видов его деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать. Стратегическое планирование позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей учреждений образования и специалистов среднего звена, т.е. дает возможность пройти им "школу" более высокого уровня управления. Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий. Это относится к выбору целей учебного заведения, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность - непременное условие стратегического плана - реализуется через ситуационный подход к планированию и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить образовательное учреждение. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении. Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы: 1.Какова стратегическая ситуация учреждения образования, в которой оно находится? 2.В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем? 3.Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? 4. Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей учреждению образования? Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его освоении. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в учебном заведении тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой администрации учреждения образования. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. В учреждениях образования на первых стадиях внедрения стратегического планирования у педагогических работников как правило нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически. Следующая проблема связана с тем, что образовательные учреждения обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией о себе и о внешнем окружении, а имеющейся статистики недостаточно. Стратегия (англ, strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: - умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); -умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); -умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); -умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); - умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями). Необходимость разработки стратегии образовательных учреждений в XXI веке определяется рядом объективных предпосылок: -"перепроизводство" - насыщение рынка предложениями образовательных услуг; -"требовательность" - повышение уровня требований государства, общества, отдельных граждан к качеству образовательных услуг; -"конкуренция" - борьба образовательных учреждений за свои сегменты рынка, потенциальный контингент учащихся; "падение спроса" - сокращение спроса, ощутимое для производителей образовательных услуг ввиду уменьшения численности учащихся; "люмпенизация" - рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом на платное образование. Разработка стратегии учреждения образования в современных условиях возможна только на основе проведения серьезных маркетинговых исследований. Маркетинговое исследование - системный сбор, упорядочение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования являются связующим звеном между образовательным учреждением и рынками, потребителями, конкурентами, а также другими элементами маркетинговой среды. |
|
|