Система качества образования и ее принципы - синоним управления качеством образования. На государственном уровне она оформляется как Национальная система качества образования, в которую входит Национальная система оценки качества образования.
Управление качеством образования есть управление качеством по отношению ко всем объектам и процессам в образовании в соответствии с вышеизложенной типологией качества образования.
Общим принципом управления качеством является принцип дуальности организации и управления. В соответствии с этим принципом выделяется два направления:
- управление качеством функционирования систем (со сложившейся традицией этому направлению соответствуют термины "обеспечение качества", его поддержание);
- управление качеством развития систем (со сложившейся традицией этому направлению соответствует термин "улучшение качества").
Принцип дуального управления качеством определяет два взаимодополняющих направления формирования нормативных баз управления: нормативной базы качества функционирования систем (обеспечения качества) и нормативной базы качества развития систем (улучшения качества).
Система управления качеством представляет замкнутый контур: планирование уровня качества – сбор, обработка информации – оценка качества и сравнение его с заданным – выработка управляющих воздействи. Орегламентирующим элементом системы качества становится комплекс стандартов.
Цикл становления системы управления качеством. В соответствии с трехчленной функционально-блоковой структурой в управлении качеством образования выделяются:
- в блоке формирования стратегии управления качеством - разработка оптимальной (с позиций соответствия "потребностям развития") структуры целей по качеству образования, конкретизирующих доктрину образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов;
- в блоке реализации стратегии управления качеством — процессы обеспечения и соответствующих мониторингов качества кадрового потенциала, источников формирования содержания образования, информационного обеспечения, метрологического обеспечения образовательных процессов, образовательных технологий, дидактико-педагогического обеспечения и т. д., позволяющих достичь в образовательном процессе соответствующих норм качества образования;
- в блоке обратной связи - оценка (контроль, анализ) качества образования как оценка соответствия (адекватности) установленным целям — нормам качества, развернутым в виде системы требований, поддающихся измерению их выполнения в тех или иных квалиметрических шкалах.
Организационный механизм управления качеством образования включает в себя следующие шаги:
- сбор информации от потенциальных социальных заказчиков;
- формулирование социального заказа;
- определение миссии школы;
- соотнесение выбранной миссии с имеющимися возможностями;
- выбор типа управления: ориентированного на процесс или на результат;
- выбор образовательной парадигмы;
-выбор доминирующего типа образовательной практики;
- определение параметров по которым будут оцениваться результаты образования;
- разработка и реализация методики диагностики личности каждого ребенка;
- прогнозирование целей (результатов) образования учащихся;
- соотнесение желаемых результатов с имеющимися и режимом жизнедеятельности школы;
- подготовка и реализация программы развития школы;
- сравнение полученных результатов образования с операционально поставленными целями и определение таким образом качества образования;
- формулирование проблем результатов на основе расхождения планируемых и имеющихся;
- выяснение недостатков образовательного процесса, из-за которых возникли проблемы результатов;
- выяснение проблем условий (научно-методических, кадровых, мотивационных и др.)
- выяснение проблем системы управления школой.